На разных этапах развития пластической хирургии использовались самые разнообразные импланты для увеличения груди в Санкт-Петербурге. Со времен первого опыта операции утекло много воды. Заполнение атрофических молочных желез парафином, предложенное в начале нашего века Герзуни, уже давно никто не производит. Этот метод имел такие же неблагоприятные последствия, как и введение парафина под кожу лица.
В двадцатые и тридцатые годы в качестве имплантов для увеличения груди использовали заранее изготовленные протезы из слоновой кости и металла. В следующие годы применяли плотные акрилаты, сперва сплошные, в дальнейшем в виде истонченных перфорированных скорлуп. Результаты оказались неудовлетворительными. Такие импланты для увеличения груди часто выходили наружу, женщины жаловались на чувство давления и режущие боли; иногда вкладыши сползали с места первоначальной имплантации.
Материалы для иплантов для увеличения груди
С конца сороковых и в пятидесятые годы много хирургов, занимавшихся пластическими операциями, в особенности американских, опубликовало восторженные сообщения о результатах пластики молочных желез, достигаемых с помощью поливиниловой губки. Были опубликованы работы, посвященные вопросам имплантации губки в опытах на собаках (Grindlay, Clagett, Waugh). Исследования показали, что вокруг импланта для увеличения груди образуется тонкая фиброзная капсула и возникает окутывающая зона неваскуляризованной ткани. Упомянутые авторы доказывают, что губка не обладает токсичностью, вызывает лишь незначительную воспалительную реакцию, хорошо переносится организмом. Однако вскоре после этого Oppenheimer, Stout опубликовали работу, в которой сообщали, что после имплантации ивалона крысам они обнаружили у животных по истечении определенного времени саркоматозное разрастание. Аналогичные сообщения, касающиеся результатов экспериментальных работ, опубликовали Dukes и Mitchley. Одним из первых стал пользоваться ивалоном Pangman, покрывавший поверхность протеза полиэтиленом с целью предупреждения прорастания соединительной ткани в губку. В дальнейшем стали пользоваться этероном в губкообразной форме, силастиком, покрытым тефлоном и т. д. Cronin, Gerow рекомендуют имплантировать заранее изготовленные протезы, состоящие из силиконовой резины, заполненной диметилполисилоксаном гелевои консистенции. Эта методика позволяет избежать сморщивания, которое наблюдалось при использовании в качестве импланта для увеличения груди этероновой губки.
Все авторы подчеркивают необходимость абсолютной стерильности импланта для увеличения груди и соблюдения строжайшей послеоперационной асептики. В Америке протезы в настоящее время поставляются в стерильной упаковке и в широком ассортименте. Некоторые хирурги вводят во время операции в имланты для увеличения груди антибиотики, другие осуществляют такое введение антибиотиков в протезы на протяжении нескольких послеоперационных дней. В связи с тем, что протезы пришивают к фасции, их снабжают на задней поверхности сеткой. Некоторые авторы рекомендуют подсаживать протез под фасцию, прямо на мышечную ткань, другие его пришивают к фасции.
Специфика имплантов для увеличения груди
В 70–х годах в мировой практике начали использовать искусственный гелевый материал. Авторы подчеркивают необходимость при производстве пластмасс, применяемых в медицине, принимать во внимание биологические свойства материала, т. е. как их переносит живой организм и каковы ранняя и поздняя реакция тканей. О подготовке гелевых протезов К. Kliment говорил следующее: Гликометилакрилатовые гели изготовляются путем совместной полимеризации моноолефинического и диолефинического компонентов в таком соотношении, что образуется пространственная сетка, в которой все первоначальные мономерные единицы связаны в сплошные трехразмерные сплетения. Таким образом, в данном случае имеет место не совокупность макромолекул, а состояние, при котором каждый цельный кусок геля представляет собой единую молекулу. Ни один из компонентов макромолекулярных структур не может освободиться и перейти в среду, окружающую гель, без того, чтобы не наступило резко выраженного нарушения химических связей. Структура геля обуславливает его абсолютную нерастворимость.
Как при любой полимеризации, так и при подготовке гликомета—крилатовых гелей в результате побочных реакций наряду с макромолекулами образуются различные низкомолекулярные вещества. В связи с тем, что у всех исходных веществ гидрофильный характер, упомянутые побочные низкомолекулярные продукты тоже хорошо растворимы в воде. Что касается самого геля, то он, набухая от воды, становится столь жидкой структурой, что создается возможность для необыкновенно быстрой диффузии всех растворимых в воде низкомолекулярных веществ. Из тонких слоев геля путем такой диффузии можно в течение нескольких часов вымыть низкомолекулярные компоненты в такой мере, что их остаток в геле практически невозможно установить аналитическими методами. При использовании других форм имплантов для увеличения груди вымывание длится более длительное время. Этим своим свойством гидрофильные гели отличаются от всех других пластмасс, которые не удается столь простым способом очистить от низкомолекулярных: веществ, так что они диффундируют в окружающую среду значительно медленнее и могут, таким образом, длительно раздражать окружающие ткани.
Полиметакрилатовые структурные единицы обладают резко выраженной гидролизоустойчивостью. Обусловлено это значительным разветвлением цепи возле сложноэфирной группы, препятствующей образованию временных структур, абсолютно необходимых для химического изменения сложноэфирной группы. Поэтому гели, используемые для имплантов для увеличения груди, при нормальной температуре оказываются устойчивыми в отношении воздействия крепких минеральных кислот и щелочей. То же самое можно сказать о реэтерификации и о аминолизе. Пространственное препятствие в данном случае является общим и абсолютно неспецифическим свойством. Вот почему этот факт позволяет сделать вывод, что биологическая каталитическая система сможет преодолеть этот энергетический барьер отнюдь не с меньшими трудностями, чем кислотно—щелочной катализ.
Подсадка имплантата в техническом отношении весьма проста. Осуществляется она через короткие разрезы, которые делают по ходу естественной складки у нижнего полюса молочной железы. Подготовив над фасцией карман, в котором следует тщательно остановить кровотечение, протез удается ввести через небольшой разрез, так как он обладает значительной сжимаемостью; после введения в подготовленное ложе протез быстро растягивается и полностью его заполняет. Протез фиксируют при помощи трех тонких швов, накладываемых у нижнего края, к фасции.
Применение таких имплантов для увеличения груди дало нам возможность добиться очень хороших результатов. Нам ни разу не пришлось наблюдать ни выведения протеза из организма, ни развития процесса нагноения. На ощупь импланты для увеличения груди эластичны, несколько плотнее нормальной железы.
В 80–х годах, несмотря на отрицательные результаты применения парафина, некоторые хирурги вновь начали вводить в молочные железы небольшого размера с помощью шприца жидкие вещества нового состава — дериваты силиката. Это вмешательство, правда, весьма не сложное в техническом отношении, связано, однако, с большим риском и опасностью, так как вводимое вслепую с помощью шприца вещество может проникнуть в сосуды, а если его нагнетать с применением силы, то оно без всякого контроля проникает в окружающие ткани. В литературе известны летальные исходы после таких методик.